Расскажем, как осуществляется оформление земельного участка, какие бумаги придётся собрать и сколько времени занимает процесс.
Владельцем ЗУ можно стать в следующих случаях:
Надел может быть оформлен в частное владение, если имеются правоустанавливающие документы. К ним относятся:
- судебное решение;
- св-во о наследовании;
- договор купли-продажи,дарения и т. д.
Эти документы удостоверяют, что гражданин вправе произвести регистрационные действия. Также существуют категории земель, которыми граждане пользуются, не являясь их владельцами. Перечень бумаг в каждом случае будет разным.
Обычный и упрощённый порядок
Раньше земельные наделы предоставлялись в бессрочное пользование, и большинство людей не считали нужным их оформлять. В 2006 г. введён в действии Фед. закон № 93. Он предусматривает упрощение порядка оформления земельного участка в собственность. До 2026 г. у землепользователя есть два пути регистрации — упрощённый и стандартный.
Упрощённый алгоритм оформления земель в собственность распространяется на наделы, предоставленные в эксплуатацию до 30 октября 2001 г. и предназначенные для жилищного строительства ЛПХ. Чтобы оформить такой надел, землепользователю следует собрать комплект документов и подать их в МФЦ или Росреестр.
Обычный порядок оформления прав собственности на земельные участки действует для наделов, предоставленных в срочную или бессрочную аренду после 30 октября 2001 г. Как правило, на таких участках расположены жилые дома, что является основанием для постановки земельного надела на учёт.
Возможно ли оформление земли в собственность в каждом конкретном случае, решает местная администрация, куда должен обратиться владелец дома, расположенного на таком участке.
Регистрация по дачной амнистии
Есть несколько ситуаций, в которых возможно оформление прав на земельный участок по дачной амнистии:
- надел выдан в пользование до 30 октября 2001 г., то есть до вступления в силу Земельного кодекса. Земельный участок может быть предоставлен в пожизненное наследуемое владение, для ведения личного подсобного хозяйства, под огородничество или садоводство.
- На земле стоит жилой дом, при этом надел был предоставлен в пользование раньше 1990 г. Кроме жилого дома, на территории могут находиться хозяйственные постройки, гараж, садовый домик или дача
- Земельный участок находится на территории садоводческого кооператива. Сюда относятся объекты, предоставленные для садоводческого или огородного хозяйства, включая те, на которых построены жилые дома.
Если объект жилой недвижимости является самовольным или построен на самозахватной земле (полученной путём самозахвата), можно оформить право собственности по дачной амнистии. Есть условие: строительные работы должны быть начаты до 4 августа 2018 г.
В этом случае возможно узаконивание во внесудебном порядке. Данное условие объясняется тем, что 3 августа 2018 г. вступила в силу ст. 51 ГрК РФ, согласно которой граждане должны уведомлять территориальные органы о начатом строительстве или работам по реконструкции жилого объекта.
Участники дачных и садовых объединений могут оформить земельные участки в собственность при наличии документов, удостоверяющих право владения землёй. Если участок находится под гаражом, его также можно оформить в упрощённом порядке — по гаражной амнистии. О том, какие гаражи считаются самостоятельными зданиями, читайте в статье 18 ФЗ № 79 от 5 апреля 2021 г.
Документы, необходимые для оформления ЗУ
Вот какие документы нужны для оформления земельного участка в законное владение:
- акт о приватизации;
- договор дарения, мены, ренты;
- договор, на основании которого покупали землю;
- свидетельство о праве наследования;
Кроме этого, потребуются:
- кадастровый паспорт (выдаётся по итогу кадастрового оформления земельного участка);
- копия и оригинал заявления о регистрации права собственности на земельный участок.
Кадастровый паспорт потребуется в любом случае. Обычно приходится узнавать, проводилось ли межевание. Если нет, паспорт не выдадут. Чтобы размежевать надел в Москве или Московской области, обращайтесь в юридическую компанию “Базилика ТМ”. Наши юристы совместно с экспертами подготовят межевой план для передачи в кадастровую палату с последующим занесением сведений об объекте в кадастр.