Перечень документов-оснований для оформления права собственности на объект недвижимости
Основа внесения данных в реестр ЕГРН – заявление владельца. Ему необязательно вникать, кто и где регистрирует право собственности на недвижимость, достаточно сходить в ближайшее МФЦ, где и представить требуемый пакет документов.
В качестве приложения принимают:
- Оригинал договора о купле-продаже, мене, дарении.
- Свидетельство о вступлении в наследство на квартиру или дом.
- Вступившее в законную силу решение суда.
- Договор долевого участия и акт приема-передачи объекта.
Если имущество получено в рамках приватизации, также будет предоставлен документ – договор передачи жилого помещения от органа местного самоуправления и т.д. В ряде случаев запрашивают технический план изменения планировки, межевой план, схему расположения земли на публичной кадастровой карте. Такие моменты лучше оставлять на специалистов, которые помогут оформить нужные бумаги.
Сроки оказания услуг по регистрации права собственности на недвижимость
Период, в течение которого Росреестр обязан рассмотреть любое заявление, регламентированы ст. 16 закона №218-ФЗ. На него влияет способ подачи, отсутствие/наличие ошибок при заполнении и факт оплаты государственной пошлины.
Крайние сроки получения ответа:
- Через интернет-сервисы – семь дней.
- Через многофункциональный центр – девять дней.
- По судебному решению – пять дней.
Как узнать о завершении регистрации права собственности на недвижимость? Самое простое и популярное – заказать «свежую» выписку из ЕГРН. В МФЦ, как правило, ее оформляют «по умолчанию». Главное, сразу оплатить ее получение.
Как убедиться в регистрации права собственности на объект недвижимости?
При обращении в МФЦ на руки выдают расписку о приемке документов с уникальным номером, по которому можно отследить текущий статус процедуры. Если заявка была подана через интернет, то единственным ее подтверждением станет уведомление, пришедшее на электронную почту. В обоих случаях результатом запроса станет выписка ЕГРН, имеющая одинаковую юридическую силу как в бумажном, так и в цифровом виде.
Особенности цифровой перерегистрации права собственности на недвижимость:
- Сделки через интернет разрешено оформлять лишь после одобрения Росреестром.
- Запросить его можно путем соответствующего запроса, обрабатываемого в течение 5 дней.
- Исключение касаются сделок, совершенных с сертификатом ключа проверки подписи.
Последнее также касается изменений, инициированных банками, нотариусами, органами местного самоуправления и государственной власти. Важно понимать потенциальную опасность разрешения заключать сделки в цифровом виде. Ведь доступом к усиленной квалифицированной электронной подписи (УКЭП) могут завладеть посторонние, например, недобросовестный риелтор.
Как защитить себя от «ошибочных» сделок?
Юристам компании «Базилика ТМ» иногда приходится работать со случаями, когда собственник неожиданно узнает о регистрации прекращения права собственности на объект недвижимости. Хотя он в никаких сделках самостоятельно не участвовал. Злоумышленники приспосабливаются делать поддельные доверенности, подкупать сотрудников УЦ, оформляющих УКЭП и т.д.
Единственный способ защиты – это заявить об обязанности регистрации права собственности на недвижимость только при личном присутствии владельца. Такая возможность появилась в августе 2019 года. Соответствующий функционал внедрен в портал Госуслуги (ст. 36 закона №218-ФЗ). Отменяют запрет по заявке от собственника или через суд.
Что делать, если Росреестр приостановил регистрацию или отказал в ней?
Первое, что нужно сделать, если возникли проблемы с доказательством права собственности на недвижимость – выяснить причину приостановки или отказа. В этом помогут юристы «Базилика ТМ». Запишитесь на консультацию, по документам станет ясно, в чем ошибка, как ее исправить и т.д. Потому что оснований для одной только приостановки регистрации имеется 63 варианта. Еще есть основания и для отказа.
Типовые причины:
- Отправлены не все документы. Обычно достаточно отправить недостающие бумаги через тот же МФЦ или через Почту России.
- Выявлены обременения или арест. Владельцу нужно снять их, обратившись к инициатору или через суд.
- Обнаружены ошибки в сведениях. Речь, как правило, идет о несовпадении информации об объекте, указанной в заявлении, с той, что ранее была внесена в базу ЕГРН. Понадобится подтвердить достоверность приведенных сведений.
Еще приходится сталкиваться с ситуациями, когда в Росреестр обращается не собственник, договор купли-продажи, мена или дарения содержит грубые ошибки. Изредка отказ приходит по причине отсутствия ответа от других ведомств. Например, произошел сбой в системе ЭДО. Исправить можно практически любую ситуацию. Главное, вовремя обратиться к опытным юристам.