При этом, механизм правовой защиты товарного знака достаточно сложный и требует определенных компетенций, доступных только квалифицированному юристу. Специалисты компании Базилика ТМ уже более 20 лет оказывают правовую поддержку в вопросах регистрации и защиты товарных знаков.
Определение товарного знака
Товарный знак (ТЗ) — это зарегистрированное обозначение (слово, логотип, изображение, звук, цветовая комбинация и т.д.), которое служит для идентификации товаров или услуг конкретного бренда, и отличает их от продукции других производителей. В конкурентной среде товарный знак выступает своего рода «лицом» компании, инструментом, который формирует доверие целевой аудитории и выделяет продукт среди аналогов, позволяя потребителям легко ориентироваться в многообразии предложений, экономя время на выбор.
Роль товарного знака в бизнесе
Кроме обеспечения узнаваемости бренда на рынке, зарегистрированный товарный знак открывает возможности для юридической защиты правообладателя, предотвращая несанкционированное использование схожих обозначений третьими лицами, тем самым защищая бренд от подделок и последующего введения в заблуждение потребителей.
Более того, товарный знак служит важным инструментом для расширения ареала присутствия бренда на рынке в рамках лицензирования и франчайзинга. Важно помнить, что правовая защита распространяется лишь на зарегистрированные в установленном порядке и обладающие соответствующим свидетельством товарные знаки. Поэтому регистрация товарного знака является первичной и основной процедурой механизма его правовой защиты.
Процедура регистрации товарного знака
Процедура регистрации товарного знака в России регулируется Роспатентом (Федеральной службой по интеллектуальной собственности), инициируется самим правообладателем или посредником-представителем, и заключается в проведении экспертизы товарного знака, по окончании чего выдается свидетельство о регистрации товарного знака, либо отказ в его регистрации.
Перечень документов, необходимых для получения услуги, включает в себя:
- заявление (по форме Роспатента);
- изображение/обозначение товарного знака с описанием;
- перечень товаров/услуг с указанием классов МКТУ;
- квитанцию об оплате госпошлин;
- доверенность (для представителя).
Подать заявление можно:
- непосредственно в пункт приема заявок;
- почтой России;
- дистанционно через портал Госуслуг;
- дистанционно через портал ФИПС.
Этапы процесса регистрации
Процесс регистрации товарного знака состоит из нескольких этапов, первым из которых является регистрация самой заявки с последующей публикацией в официальном бюллетене сведений о ней. Далее заявку проверяют на соответствие требованиям к подаче (наличие уплаты пошлин и необходимых документов в заявке). В процессе экспертизы товарного знака регистрируемое обозначение проверяют на уникальность, различительную способность знака, а также анализируют на схожесть с существующими брендами. Это ключевой и достаточно длительный этап, необходимый для регистрации товарного знака в Государственном реестре и получения свидетельства на право пользования сроком 10 лет с даты подачи заявки и неограниченным числом пролонгаций.

Нарушение прав на товарный знак
Несмотря на то, что закон защищает зарегистрированный бренд правообладателя, нарушение прав на товарный знак остается распространенной проблемой. Согласно ГК РФ, речь идет о любом использовании товарного знака и, в том числе, его элементов, без согласия на то правообладателя. Последствия незаконного полного или частичного использования товарного знака могут представлять серьезную опасность для имиджа компании, и, как следствие, привести к финансовым потерям, дезориентации потребителей, что требует привлечения дополнительных инструментов защиты товарного знака.
Способы защиты товарного знака
Юридическая защита товарного знака в РФ предусматривает различные способы предотвращения незаконного использования бренда и борьбу с нарушителями. Основным и ключевым инструментом защиты товарного знака является его официальная регистрация в Роспатенте. Свидетельство не только предоставляет правообладателю исключительные права на использование знака, но и позволяет привлекать нарушителей к ответственности. Регистрация выдается сроком на десять лет и может продлеваться бесконечно, что делает ее долгосрочным инструментом защиты.
При этом, даже зарегистрированный знак нуждается в постоянном контроле: регулярный анализ рынка помогает выявить случаи его незаконного использования.
В случае обнаружения нарушений существуют два варианта разрешения конфликта:
- досудебное урегулирование посредством направления претензии с требованием прекратить использование знака;
- обращение в ФАС или МВД.
Юридические механизмы защиты
Если требование о прекращении использования товарного знака не привело к желаемому результату, правообладатель может обратиться в ФАС или МВД. В этом случае нарушителю грозит штраф, а также конфискация предметов, содержащих незаконное воспроизводство товарного знака. В ряде случаев нарушение права на использование товарного знака может перейти в судебную плоскость.
Преимущества защиты товарного знака
Как мы уже отмечали, правовая защита товарного знака в России — это совокупность юридических, административных и практических мер, направленных на обеспечение эксклюзивных прав владельца на использование бренда и его элементов и пресечение его незаконного использования третьими лицами. Важно отметить, что после регистрации товарный знак может быть использован только в заявленных классах МКТУ (Статья 1484 ГК РФ), что защищает его от копирования и «паразитирования» на репутации.
Кроме регистрации и мониторинга деятельности конкурентов на рынке на сегодняшний день существуют дополнительные способы защиты товарного знака такие как лицензирование и франчайзинг.