Когда человек купил, унаследовал, принял в дар или в результате мены землю, её следует оформить в установленном законом порядке. Когда есть право собственности на землю, владелец может полноценно распоряжаться наделом и совершать с ним юридически значимые действия. При отсутствии правоустанавливающих документов, придётся мириться с ограничениями. Кроме того, признанный собственник земельного участка имеет право собственности на этот надел. Он вправе возводить дом, хозяйственные строения, реконструировать существующие сооружения, с оговоркой, что категория земель предполагает возможность строительства.
Процедура оформления ЗУ довольно сложная, и не у всех получается довести дело до конца без помощи юристов. Юристы компании “Базилика ТМ” оказывают услуги по сопровождению процесса под ключ. Расскажем, как выглядит оформление и перерегистрация при определённых способах приобретения земли и куда необходимо подавать документы.
Земельный участок как объект права собственности может достаться гражданину разными способами, включая такие:
- в судебном порядке;
- покупка на торгах;
- уступка права требования (кредитор или иное лицо переуступает свои права другому лицу на основании ст. 382 ГК РФ);
- в результате сделки купли-продажи имущества;
- в виде помощи от государства;
- в результате выкупа муниципальной земли;
- на основании приобретательской давности (ст. 234 Гражданского кодекса РФ).
Ознакомьтесь с тем, как оформляется и признаётся право владения в разных случаях.
Оформление надела в срочном пользовании
Граждане, имеющие наделы в пользовании, могут безвозмездно получить их в собственность по Федеральному закону № 178. Процесс известен как приватизация. Законодательство предусматривает, что стать собственником надела можно при таких условиях:
- участок используется членом садоводческого кооператива;
- гражданин построил на территории частный дом и зарегистрировал его в установленном порядке;
- на участке возведены хозяйственные постройки (гараж, баня или садовый домик).
В некоторых случаях придётся находить документы, на основании которых предоставлена земля. После выполнения всех шагов гражданин получит выписку из реестра, которая служит заменой свидетельству о праве собственности на земельный участок (выдавалось ранее). Также есть категории населения, которые вправе бесплатно оформить ЗУ. К ним относятся:
- многодетные;
- ветераны;
- инвалиды;
- военнослужащие, отслужившие 10 лет и более;
- люди, которые трудятся в сельском хозяйстве;
- лица, проработавшие более 15 лет в органах внутренних дел;
- другие категории граждан, имеющие право на эту льготу.
Решение муниципального органа может быть таким:
- отказать;
- разрешить бесплатно зарегистрировать участок;
- предложить произвести выкуп арендованной земли.
Отказ возможен, если заявитель использовал землю не по назначению или у него нет оснований для регистрации права собственности. При отказе у гражданина есть право на обжалование решения и признание права собственности на земельный участок в судебном порядке.
В случае положительного решения по ходатайству заявитель вправе зарегистрировать участок в обычном порядке. К документам, поданным для оформления, необходимо приложить разрешение, полученное в муниципальном органе.
Оформление в собственность доли участка
Если землепользователь владеет участком на правах долевой собственность, процесс переоформления имеет свою специфику. Сначала нужно провести повторное межевание. В результате один надел разделяется на несколько частей, представляющих собой отдельные участки с подъездами и коммуникациями. Далее собственники составляют соглашение о разделении надела на части. Информация, которая должна присутствовать в документе:
- сведения о собственниках;
- кадастровый номер;
- площадь новых участков;
- доли исходного надела;
- соответствие площади образованных наделов имеющимся долям;
- порядок распределение затрат между владельцами.
Возможна ситуация, когда один из собственников против разделения на части. Такие споры решаются через суд. Далее владелец доли подаёт заявление о присвоении адреса. Подать документы можно через портал Госуслуги или лично в МФЦ. Также можно обратиться сразу в регистрирующий орган. Срок рассмотрения заявления — до 18 дней, после чего заявитель получит отказ или положительное решение.
Порядок оформления земли в долевую собственность такой же, как при единоличном владении. Дополнительно нужно предоставить соглашение, подписанное всеми дольщиками. После подачи документов регистрирующий орган проводит раздел участка. Одновременно с этим прекращается право собственности на старый участок, и его снимают с учёта. Землепользователь переоформляет право собственности на новый участок, сведения о котором вносятся в ЕГРН.
Регистрация участка под домом
Земельный надел, который расположен под домом, оформляют в собственность в таком же порядке, как арендованный. Если гражданин владел домом до 30.10.2001 г., участок передается в собственность бесплатно. При более поздней регистрации может потребоваться выкуп, и в таком случае гражданину придётся приобретать землю. Для бесплатного оформления гражданин предоставляет в регистрирующий орган документ, подтверждающий владение частным домом. За этим следует процедура регистрации земли в обычном порядке.
Оформление земли по дачной амнистии
До 1 марта 2026 в России действует упрощённый порядок оформления земли собственность. Он распространяется на садовые и дачные наделы, а также на участки для ИЖС и ЛПХ. Право на приватизацию есть у граждан, имеющих земельные участки, выделенные для строительства жилых домов, при условии, что строительные работы начались раньше 4 августа 2018 г. По “дачной амнистии” можно оформить дачи, бани, гаражи и другие хозпостройки, которые находятся на участке.
Оформление земли, перешедшей по завещанию
Оформление права собственности на Землю, перешедшую по наследству, происходит в таком порядке:
- открытие наследственного дела;
- оформление свидетельства о праве на наследство;
- регистрация унаследованной земли.
После получения свидетельства о праве на наследство гражданин передаёт в регистрирующий орган следующее:
- техпаспорт участка;
- подтверждение, что на этой территории не ведётся строительство;
- справку со сведениями о регистрации наследодателя;
- бумагу из реестра, подтверждающую, что у наследодателя было право собственности на земельный участок;
- заключение с результатом оценки объекта.
Из чего складываются расходы?
Стоимость процедуры складывается из нескольких составляющих:
- госпошлина в размере 2 000 руб. или 350 руб. за 1 участок, в зависимости от того, к какой категории земель он принадлежит;
- оплата услуг специалиста, который проводит топографическую съёмку — от 8 до 15 тыс. руб.;
- оплата услуг по межеванию — от 5 до 10 тыс. руб.
Закажите бесплатную консультацию в компании “Базилика ТМ”, чтобы точно узнать, во сколько обойдётся оформление земли в вашей ситуации. Специалисты помогут собрать пакет документов и избежать лишних расходов.
Что делать при утере документов?
Если документы, с помощью которых предполагается доказывать происхождение прав, утеряны, необходимо их восстановление. Некоторые бумаги не восстанавливаются. Так, не получится вернуть свидетельство о праве собственности, вместо которого сейчас выдаётся выписка. В отношении других бумаг можно запросить дубликат.
Возможно ли изъятие участка?
Пока участок не оформлен, его могут принудительно изъять для государственных нужд ( ст. 56. 11 ЗК РФ). При этом право собственности переходит к государству или муниципалитету. В большинстве случаев граждане принимают решение оспаривать изъятие в суде, и часто это выигрышные дела.